Тренинг с элементами арт-терапии «Формула доброго отношения в семье»

Тренинг с элементами арт-терапии

«Формула доброго отношения в семье»

Цель: гармонизация взаимоотношений "родитель—ребенок".

Задачи: актуализация позитивного эмоционального опыта; осознание семейных ролей и отношений; увеличение взаимной открытости; развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.

Условия проведения:

Предложенный комплекс упражнений может быть использован как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений с родителями и детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста при реализации технологии социальной работы «Игровой автобус», клубной работы. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости работоспособности участников. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек),

Занятие проводится в помещении, разделенном на несколько зон: рабочая зона, где участники могут удобно расположиться в кругу, "мастерская" для выполнения творческих заданий; должно быть свободное пространство для подвижных игр.

Оборудование: стулья по числу участников, мольберт, стол, мяч, листы А4, фломастеры, мягкие кисточки, карточки-задания, цветные ладошки, вырезанные из бумаги, большое сердце, нарисованное на ватмане, флешка с записью музыки ( спокойной, веселой, колыбельной, песня «Родительский дом»).

Правила работы в группе:

1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга.

2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Родители предупреждаются о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Вступительное слово ведущего:

«Притча о счастливой семье»

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Понимание". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашей встрече?

(о семье, о взаимоотношениях в семье)

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Современная ситуация заставляет семью жить в ускоренном, напряженном ритме. Возникает много проблем: жилищных, материальных и т.д., и зачастую общение между родителями и детьми происходит только в форме обмена информацией. Но ведь процесс общения это ещё и эмоциональный, физический контакт, взаимодействие. И сегодняшнюю встречу мы посвятим совместным играм, общению с нашими любимыми детьми.

Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Надеюсь, что сегодняшняя встреча поможет кому – то из вас понять что-то и чему-то научиться.

Оглашаются и обсуждаются правила работы в группе.

Знакомство:

Упражнение «Давайте познакомимся»

Называем свое имя и свое лучшее качество и перебрасываем мячик по кругу, следующий так же называет свое имя и качество и так далее.

Основная часть:

1.Упражнение «Ладошки» ( звучит спокойная музыка)

Родители встаньте в круг, закройте глаза, положите руки перед собой ладонями вверх. Вспомните самые нежные, самые ласковые и добрые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям. Дети подойдите к родителям и положите свои ладошки в ладони родителей. Родители, улыбнитесь и пошлите эту улыбку своему ребенку.

- А сейчас поделитесь своими ощущениями. Как изменилось ваше состояние? Что вы ощущали когда ладонь ребенка коснулась вашей? Чему учит нас это упражнение?

Давайте поговорим, как Вы проявляете свою любовь к детям (высказывания, обсуждения).

2.Упражнение «Здравствуй друг» ( мама-ребенок)

Здравствуй друг - здороваться за руку

как ты тут – трогаем плечо

где ты был - за ушко

я скучал - обнять

ты пришел - руки в стороны

хорошо – обнялись.

Ведущий: Одним из важных проявлений любви являются объятия. Через объятия мы можем передать чувства другому человеку. Обнимая другого человека, мы сокращаем границы между нами, говорим о доверии к нему.

Материнские объятия очень важны для каждого ребенка. Дети, не получающие достаточное количество объятий, имеют большое количество страхов и повышенную тревожность. По словам американского психолога Вирджинии Сатир, человеку нужно 8 объятий в день для поддержки близких, 4 объятия в день для выживания и 12 объятий в день - для роста.

Благодаря объятиям повышается уровень счастья. Объятия это универсальный способ невербального общения, когда ты без слов даёшь возможность почувствовать человеку, что ты его понимаешь и любишь.

И сейчас мы предлагаем вам принять участие в упражнении

3.“Любящие родители” ( звучит колыбельная)

Участникам предложить сначала роль “родителя”, а потом они меняются со своими детьми ролями – исполняют роль “ребенка”, а их дети роль “родителя”. Выполняется сидя на стульях. (Звучит колыбельная музыка).

“Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала мама или папа нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Мама или папа гладит ребенка по телу, начиная от головы, далее гладит руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь под музыку вправо-влево”.

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

4.Разминка игра «Мамы – домики»

Мамы встают произвольно держа руки над головой изображая домик. Дети стоят обхватив маму руками( в домике). По сигналу ведущего дети выбегают из домика и бегают в произвольном направлении(под веселую музыку). По сигналу «стоп» дети останавливаются и закрывают глаза, в это время мамы-домики меняют свои места. По сигналу «все в домики» дети ищут свой домик.

5. Упражнение «Ребенок в лучах солнца» (с элементами арт-терапии)

(Раздаются белые листы, цветные карандаши, звучит спокойная музыка).

Родитель рисует, ребенок стоит напротив.

В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.

1. Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.

2. А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко! И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.

6. Упражнение-медитация "Портрет"( для детей)

Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. ребенок "рисует" лицо матери. Осторожно обводит черты лица чистой кисточкой.

Затем рассказывает какая его мама.

7.Упражнение "Волшебные средства".

Каждой паре(ребенок-родитель) предлагается разыграть ситуацию (карточки-задания), пользуясь "волшебными" средствами понимания. Затем поменяться ролями.

Содержание карточек: ребенок плачет: он потерял машинку; мама пришла с работы, она очень устала; друг грустит: у него заболела мама; товарищ плачет: его наказали; девочка расстроилась: у нее не получается аппликация; малыш плачет: он упал и разбил коленку.

Обсуждение:

Что вы сделали?

Можно ли ваши действия назвать "волшебными средствами" понимания?

Заключительная часть:

Ведущий: Существует древняя притча:

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

Каждому из вас я сейчас раздам ладошку, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:

«Что Я делаю для того, чтобы мой ребенок стал СЧАСТЛИВЫМ?»

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате).

Давайте взглянем на наши результаты! Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не выбирая время и место для этого. А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и в каждой семье.

Звучит песня «Родительский дом».

 

Дата создания: 18-03-2019
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: