171640 Тверская обл., г.Кашин, ул.Пушкинская набережная, д.2/1

Государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Кашинского городского округа

Телефон центра:
+7 482 342 02 95
srcnkashin@mail.ru
Главная » Методическая копилка » Консультация для воспитателей: "Навыки эффективного общения с детьми"

Консультация для воспитателей: "Навыки эффективного общения с детьми"

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим условием развития ребенка. В практике воспитания можно выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики.

В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. При этом он выступает в качестве воспитанника, функционирующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Формирование базовых для этого возраста личностных качеств, таких, как положительное самоощущение, доверие к другим, инициативность не выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика раннего детства, построенная на принципах авторитарной модели воспитания, не оперирует такими категориями, как личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в этом случае является воспитание послушного, исполнительного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Задачей педагога выступает реализация программы, удовлетворение требований руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Данную модель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.

Для авторитарной педагогики характерны следующие способы воздействия взрослого на ребенка:

• воздействие авторитетом;

• наставления, нотации;

• указания;

• контроль;

• наказание, окрик.

При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к детям носит преимущественно директивный характер, часто направлено на ограничение их активности, инициативности, самостоятельности, любознательности. Педагоги, как правило, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом. Для такого стиля взаимодействия не характерно стремление следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать доверительные отношения, оказывать каждому малышу эмоциональную поддержку.

 Особое значение в рамках данной модели имеет формирование у детей навыков «правильного поведения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педагогического процесса являются фронтальные формы работы с детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школьного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жестко регламентируется взрослыми.

В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя занять, и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной педагогики, ценности, как развитие личности, гуманных чувств и положительных взаимоотношений с окружающими, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных методах и технологиях.

Реализация авторитарной модели воспитания приводит к тому, что дети начинают:

• полностью зависеть от взрослого в решении любых проблем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший подчиняться указаниям взрослых ребенок приучается к тому, что за него все решают старшие, становится пассивным в выборе занятий, игр. Лишенный собственной инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и сильнее;

• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием постоянных оценок и замечаний взрослых, которых не интересует отношение ребенка к собственной деятельности, у него не формируется собственная точка зрения на то, что он делает, он постоянно ищет оценки взрослого, становится неуверенным в себе;

• подавлять свои чувства, ведь они никого не интересуют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плаксой», громко смеяться, потому что «он мешает другим». В период адаптации к дошкольному учреждению он оказывается предоставленным самому себе, не встречая у воспитателей понимания своих трудностей и эмоциональной поддержки;

• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ними взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремление педагога навязать детям свою волю чаще всего приводит к тому, что мотивом деятельности ребенка становятся желания взрослого, а не собственные интересы. Как только внешний контроль исчезает, поведение его может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он приучается жить по «двойному стандарту»;

• игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что наказание — малоэффективный способ воздействия, так как дети, которых часто наказывают, повторяют, т.е. поступки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;

• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь», «Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке? », «У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Делай, как все».

Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную уверенность взрослых в эффективности воспитательных воздействий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появлению детского негативизма.

Альтернативу авторитарной модели воспитания представляет личностно-ориентированная педагогика, целью которой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно назвать центрированной на ребенке.

 Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Задача взрослых — создать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого малыша, формирования положительного самоощущения, уверенности в себе, доверия к миру и людям, инициативности и любознательности. Умения и навыки в рамках данной модели рассматриваются не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Однако основное значение в педагогическом процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, которая становится основной формой организации детской жизни. Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к воспитательному процессу, который нацелен на формирование активной позиции по отношению к окружающему миру с первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директивные методы (безличное манипулирование, осуждение, наказание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на основе равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а приспосабливается к индивидуальным особенностям каждого ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер, привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Для личностно-ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми:

• признание прав и свобод ребенка,

• сотрудничество,

• сопереживание и поддержка,

• обсуждение,

• гибкое введение ограничений.

Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать в нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающему миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и сверстниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

• быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

• брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

• думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

• адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Искренность. Маленькие дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». На первый взгляд это утверждение вступает в противоречие с предыдущим принципом, согласно которому воспитатель должен искреннее выражать как положительные, так и отрицательные эмоции. Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Эмпатия — это способность принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания. Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с маленькими детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Педагог как профессионал должен:

• хорошо знать возрастные особенности маленьких детей, иметь представление о психологических закономерностях развития ребенка на разных возрастных этапах;

• обладать соответствующими навыками ухода за детьми раннего возраста;

• быть знаком с современными образовательными программами для детей раннего возраста;

• уметь играть с детьми, знать детскую художественную литературу (сказки, стихи, потешки, песенки), владеет навыками в разных видах художественно-эстетической деятельности;

• владеть культурой общения (соблюдать этические нормы, проявлять корректность при обсуждении с родителями особенностей ребенка, быть внимательным и доброжелательным в общении с коллегами и т.п.) и речи (она должна быть грамотной, служить образцом правильной литературной речи).

Непременным условием правильно организованной работы с детьми является реализация воспитателями индивидуального подхода к ним, что, прежде всего, предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, вкуса и пр.

Индивидуальный подход подразумевает также личную адресованность обращений взрослого к ребенку. Это имеет особое значение, поскольку малыш способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы к нему непосредственно. Потребность в личностном общении со взрослыми возникает у ребенка первой среди других социальных потребностей и в первые годы жизни играет решающую роль в его развитии. Занятия, в ходе которых взрослые обращаются не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимо индивидуальное обращение, присутствие взрослого рядом, взгляд в глаза, ласковое прикосновение.

В работе педагога следует учитывать такую характерную особенность психической организации детей, как непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Поэтому все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными». Интерес к деятельности легко передается малышу, когда взрослый сам увлечен ею. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее самого воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют активность каждого ребенка.

Уважение к личности ребенка отражает целостное отношение взрослого к ребенку и проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога. Взрослые признают за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении они обращаются к каждому малышу по имени, ласково, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их наст-роению, успехам, неудачам; поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, при выполнении режимных процедур; не прибегают к физическому наказанию или другим дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка. Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и базируется на любовном отношении к ребенку близких, составляет основу человеческих взаимоотношений. Потребность в доброжелательном внимании побуждает малышей к эмоциональным контактам со взрослыми. Они предпочитают вступать в такие контакты преимущественно с близкими взрослыми, часто опасаются посторонних людей, поэтому установление доверительных отношений является специальной задачей педагогов, работающих с детьми любого возраста.

 Взрослые должны стремиться к установлению эмоциональных контактов с каждым ребенком. Поглаживания, объятия или похлопывание по плечу могут стать частью ритуала в ясельной группе при приеме детей, а также в течение дня. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Один выражает эту потребность сам, подойдя и прижавшись к взрослому, другой стесняется обратиться за лаской, но охотно принимает ее, когда взрослый обнимает его или берет на руки. При установлении эмоциональных контактов необходимо учитывать индивидуальные особенности малышей. Некоторые дети избегают физического кон такта даже с близкими. В этом случае следует найти другой способ установления доверительных отношений.

Взрослые всегда должны откликаться на инициативу ребенка, его стремление получить поддержку, ласку. Особенно часто ребенок прибегает к этому, когда испытывает дискомфорт. Причины детских огорчений могут лежать в самых разных областях: физическое недомогание, конфликт в семье, ссора со сверстниками, неумение что-то сделать. Задача взрослого — постараться понять чувства ребенка, помочь ему самому понять их и облегчить.

Взрослый должен быть открыт и доступен ребенку. Как бы сильно ни выражалось чувство, оно должно быть воспринято, с пониманием. Если дитя плачет или кричит и не может выразить свое переживание словами, взрослый должен постараться понять, чем оно вызвано, и сразу же откликнуться на переживание малыша.

Ни одно его чувство не должно быть отвергнуто и обесценено. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отреагированы. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна малышу и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.

Сотрудничество. Несмотря на то, что эмоциональные контакты имеют большое значение в жизни детей, взаимодействие между ними и взрослыми не ограничивается проявлениями внимания и ласки. Взрослые принимают участие в играх и занятиях детей как равноправные партнеры. Это означает, что воспитатель не занимает позицию «над ребенком», диктуя, что он должен делать, а выбирает позицию «глаза на одном уровне», например, садится на маленький стульчик или на ковер рядом с ним, и вместе они собирают пирамидку, рисуют, играют. Голос взрослого не должен доминировать, подавляя естественный шум в группе. Дети могут свободно выражать свои мнения, желания, чувства.

Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.

Принимая участие в совместной деятельности с детьми в качестве равноправного партнера, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их за старание и настойчивость тогда, когда они с гордостью демонстрируют результат своей работы или совершают хороший поступок.

Взрослые должны быть внимательными к ребенку не только тогда, когда тот обращается за поддержкой, но и тогда, когда, на первый взгляд, она ему не нужна. Например, если он занят каким-то делом (играет, рисует, пытается надеть ботинок), взрослый, проходя мимо, дает понять, что заметил его старания, одобряет его действия. В ответ на похвалу ребенок может и промолчать, но можно быть уверенным, что она небесполезна. Часто после одобрения малыш с удвоенной энергией продолжает начатое дело или игру.

Вместе с тем похвала должна быть уместной. Ребенок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестает замечать ее, либо начинает все делать только ради нее, не в меру стараясь «быть хорошим». На самом деле он всегда должен быть уверен в том, что он хороший, что его любят. Иногда бывает лучше просто одобрить поступок или действие ребенка в ходе их выполнения. Например, сказать не «умница», а «хорошо», или «вот так», или «правильно». Такие замечания помогают ему понять, что воспитатель оценивает его усилия независимо от того, успешны они или нет.

 Поддержка взрослого должна выражаться не только в том, что он сопереживает ребенку, ласкает, хвалит. Она необходима и тогда, когда требуется коррекция его действий и поступков. Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание. Например: «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «так гораздо лучше» или «вот как хорошо выходит».

Способы вовлечения детей в разные виды деятельности. Воспитатели часто сталкиваются с проблемой отказа ребенка от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и пр.) Например, он не хочет заниматься чем-либо с другими, предпочитает играть в одиночку с любимой игрушкой. В подобных ситуациях возможны разные варианты поведения взрослого.

Например, педагог настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же, что другие дети. При этом взрослый как будто преследует благие цели, хочет, чтобы малыш приобрел новые знания, умения и навыки. Однако, настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в которой  рой малыш участвует по указанию взрослого, часто оказывается не интересной для него, он участвует в ней формально. В результате может сформироваться пассивная личностная позиция, которую можно выразить следующим образом: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать».

Рассмотрим другой вариант. Педагог всегда разрешает ребенку заниматься тем", что ему больше нравится, и никогда не побуждает его участвовать в других занятиях. На первый взгляд, такое отношение выглядит как проявление индивидуального подхода в воспитании. Однако подлинно индивидуальный подход подразумевает создание таких условий, которые обеспечивают максимально эффективное развитие каждого. Ситуация, когда педагог «оставляет ребенка в покое», может быть использована как временная мера. Эффективность индивидуального подхода к воспитанию ребенка можно проанализировать на следующем примере.

 Оля изо дня в день играет только с одной игрушкой — мишкой. При этом она воспроизводит одно и то же действие (катает его в коляске), не хочет заниматься ничем другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае педагог должен постараться расширить круг интересов ребенка, побудить его к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми.

Например, взрослый может предложить Оле построить для мишки домик, слепить из пластилина пирожки, нарисовать картинку. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить ей устроить день рождения мишки и пригласить в гости детей. На «празднике» они будут водить хоровод, танцевать, петь, играть в подвижные игры и пр.

Так, с помощью игровых приемов, воспитатель сможет вовлечь ребенка в разные виды деятельности, в процессе которых он будет обучаться элементарным приемам лепки, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками.

Обсуждение как способ разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость в коррекции действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда одних замечаний бывает недостаточно, но разрешение их не должно приводить к новому конфликту; не следует дерущихся из-за игрушки детей с силой растаскивать в стороны, сопровождая свои действия порицаниями и угрозами. Насилие и агрессия порождают ответные насилие и агрессию. Эффективным способом в данном случае будет обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть как между самими детьми, так и между ребенком и взрослым. Взрослый помогает выявить проблему, подсказать наиболее предпочтительное ее решение, оценить результат, похвалить детей за удачный выход из положения.

Обсуждение возможно лишь в том случае, если дети откликаются на призыв взрослого. Если конфликт слишком затянулся и они ничего не видят и не слышат вокруг себя, воспитатель может спокойно забрать у них игрушку и объяснить, что отдаст ее тогда, когда они помирятся и договорятся друг с другом. Если начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом, а награда играть вместе постепенно становится сильнее желания обладать игрушкой.

Обсуждение используется с детьми, которые могут хотя бы в нескольких словах выразить свое желание, мнение, помогает формированию самооценки ребенка, дает ему чувство уверенности в себе, способствует налаживанию взаимоотношений с другими.

Введение ограничений. В описанных способах взаимодействия взрослых с детьми акцент делается на правах ребенка: свободно выражать свои чувства, иметь и отстаивать свои желания, право быть выслушанным, право на поддержку. Однако личностно-ориентированное взаимодействие предусматривает и введение необходимых ограничений. Признание взрослыми прав ребенка не означает вседозволенности, даже самый маленький должен знать и понимать, чего он не имеет права делать, за что придется отвечать, ведь он живет среди людей, значит надо учитывать их интересы, выполнять определенные нормы.

Действия, опасные для жизни и здоровья ребенка и окружающих, обижающие и оскорбляющие других, следует пресекать категорически. Ребенок должен знать слово «нельзя» (забираться на подоконник открытого окна, брать в рот песок, камни, ветки, причинять боль другим людям и животным и т.п.). При этом необходимо объяснять ему причину запрета.

Вводя ограничения, взрослым надо сначала установить границы, а затем требовать их соблюдения. Это не означает, что воспитатель должен ознакомить ребенка со всевозможными нежелательными поступками. Дети познают правила поведения в повседневном опыте. Если ребенок впервые совершил нежелательный поступок, надо достаточно спокойно сказать, что этого делать нельзя, и объяснить, почему. Но если он продолжает вести себя плохо, и его не удается остановить мирным путем, он может быть наказан, при этом наказание не должно пугать или обижать его.

Например, малыш расшумелся, кричит, толкает детей. В этом случае ему следует объяснить, что он всем мешает и обижает детей, предложить более спокойную игру. Если он не слушает воспитателя и продолжает поступать по-своему, взрослый может взять его за руку, посадить на стульчик подальше от детей, и объяснить, что он будет сидеть до тех пор, пока не успокоится. При этом взрослый сам не должен вести себя агрессивно, грубо тащить ребенка за руку. Наказание не должно быть длительным. Ребенок всегда тяжело переживает его, чувствует себя виноватым.

 Наказание — это крайняя мера, оно должно использоваться только тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша. Воспитатель может обнять его, сказать, что ему было неприятно его наказывать, еще раз объяснить, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать. В этот момент очень важно дать ребенку образец правильного поведения.

Если он демонстрирует явное неповиновение и идет на открытый конфликт, воспитатель должен вести себя уверенно и решительно. Дети иногда неосознанно пытаются нащупать слабое место у взрослых, проверить, до какого предела своеволия можно дойти. Чаще всего такое поведение проявляется в период кризиса — в 2,5—3 года. Так же, как дети познают окружающий их предметный мир, они на опыте изучают правила человеческих взаимоотношений. Взрослые в таких случаях выступают в качестве регуляторов этих взаимоотношений, объясняя и показывая примером, как можно поступать, а как нельзя.

Педагоги должны отличать своеволие детей от непреднамеренности их поступков. Если ребенок забыл выполнить просьбу взрослого или сделал что-то неловко, не следует ругать его. Нельзя предъявлять требования к малышу, который только начинает осваиваться в окружающем его мире. Взрослые должны быть терпеливы и уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Например, нельзя ругать его за то, что он намочил постель или поломал игрушку. В первом случае он еще не способен произвольно регулировать физиологические отправления, во втором — им может двигать естественная любознательность, а не желание поломать предмет.

Целью ограничений должно быть стремление научить ребенка понимать, что некоторые формы его поведения неприемлемы для других, и он должен отвечать за свои поступки. Смысл ограничений можно выразить словами: «Твое поведение нежелательно, и я верю, что ты изменишь его». Оценивать можно только плохой поступок ребенка, а не его личность. Фразы типа: «ты плохой мальчик», «ты грязнуля, и я тебя не люблю» несправедливы и вредны. Они обижают ребенка, провоцируют агрессивное поведение; Сохранение положительной самооценки — необходимое условие благополучного развития детей.

В практике воспитания детей выделяются два типа взаимодействия взрослого с ребенком, характерных для авторитарной и личностно-ориентированной педагогики. В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок рассматривается как объект ухода и педагогических воздействий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. При этом ребенок выступает в качестве воспитанника, действующего по определенным правилам и соответствующего конкретным нормам. Для личностно-ориентированной педагогики характерны реализация индивидуального подхода, отношение к ребенку как к личности. Целью воспитательных воздействий является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, развитие гуманного отношения к окружающему миру, поддержка его инициативности и творческих проявлений.

Для работы с детьми необходимы такие личностные и профессиональные качества педагога, как позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность, искренность, знание закономерностей развития ребенка, умение общаться и играть с детьми.

Личностно-ориентированная педагогика предполагает особые способы взаимодействия взрослых с детьми: установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка, организация сотрудничества, позитивные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Дата создания: 19-12-2016
Дата последнего изменения: 02-10-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.